79171502737
79639914950

Томас Фрай: Чему учиться сегодня, если многих профессий скоро не будет?

Томас Фрай
Томас Фрай: Чему учиться сегодня, если многих профессий скоро не будет?

В 2012 году известный американский футуролог Томас Фрай выступил на конференции TED с докладом под названием «2 миллиарда рабочих мест исчезнут к 2030 году». Совсем недавно учёный повторил свои прогнозы. Футуролог уверен, что меньше, чем за 2 десятилетия, 50 процентов профессий исчезнут за ненадобностью, при этом появится множество качественно новых вакансий.

Когда я сформулировал идею «2 миллиарда исчезающих рабочих мест» (что составляет примерно половину всех рабочих мест на планете), я не хотел шокировать общественность или вызывать какие-то тревожные настроения. Однако моя идея — это, безусловно, вызов. Человечество должно понимать, как быстро всё меняется. Академический мир должен быть готов к грядущим трансформациям, которые ближе, чем нам кажется.

В начале XX века эта девушка работала с передовыми технологиями, а теперь её профессия далеко в прошлом. XXI век меняет всё ещё быстрее.

ЭПОХА БЕЗ КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ

Что бы ни планировали промышленные магнаты, эра присвоения и потребления заканчивается. Планета просто не имеет больше такого количества ресурсов, использовать которые можно, не заботясь о последствиях.

Начиная свои размышления таким образом, Томас Фрай анализирует перспективы рынка труда в сфере энергетики, логистики и транспорта.

Учёный утверждает, что через пару десятков лет крупные электростанции, угольные и спиртовые заводы начнут закрываться; не будет потребности в большом количестве железных дорог, а соответственно, и железнодорожных рабочих; коммунальные службы будут «демасштабированы» (от национальных масштабов — к локализации на уровне отдельного района, города или дома).

Возможно, скоро огромные электростанции станут лишь эффектным фоном для фотографий. 

Что касается транспорта и логистики, основная идея футуролога может быть выражена во фразе «The era of the driverless car». Машины без водителя, управление которых потребует определённых интеллектуальных усилий, но никак не физических манипуляций — вот будущее, которое видит Томас Фрай. Причём это будущее, которое должно наступить не через несколько веков, а уже к 2030 году.

Автономные транспортные средства обеспечат максимальный комфорт и полную безопасность на дорогах, а потому необходимость в специалистах, главный навык которых — управление автомобилем, неминуемо отпадет. Речь идёт о водителях такси, автобусов (и не только), курьерах, дальнобойщиках. Кроме того, своих рабочих мест могут лишиться сотрудники ДПС, служащие АЗС, автостоянок и даже медработники, ведь нарушений ПДД, аварий и прочих дорожных инцидентов после 2030 года практически не будет.

Художник XIX века выражает обеспокоенность по поводу ситуации на дорогах. В XXI веке с трафиком помогут разобраться компьютеры.

Чему учиться обречённым на безработицу специалистам, пока ещё не поздно?

По мнению американского футуролога, через два десятка лет будут крайне востребованы диспетчеры доставки, инженеры, управляющие автономными транспортными средствами, специализированные аварийные бригады на случай форс-мажора, специалисты, управляющие системой мониторинга трафика, конструкторы, архитекторы и инженеры автоматизированных систем движения.

Кроме того, Томас Фрай весьма благосклонен к специалистам, освоившим 3D-технологии, и профессионалам, работающим в сфере сложной (интеллектуальной) робототехники.  


УЧИТЕЛЯ БУДУТ НЕ НУЖНЫ?

Вакансии в сфере образования тоже сильно изменятся.

Профессии, которые, по мнению Фрея, должны исчезнуть:

  • учитель,
  • тренер (как ментор, главная цель которого — общее развитие ученика),
  • преподаватель.

Профессии, которые будут востребованы:

  • тренер (как «коуч», главная цель которого — достижение учеником конкретной, чётко поставленной цели),
  • проектировщик образовательных курсов,
  • сотрудники образовательных лагерей (образовательный лагерь в данном случае — это не учреждение образования, а форма обучения, которая предполагает освоение новых знаний и навыков в полевых условиях).  

Лучший способ изучить, например, историю — путешествовать по историческим местам, посещать поля славных сражений и древние замки, участвовать в костюмированных представлениях клубов исторической реконструкции, пытаясь максимально глубоко проникнуться образом жизни и мысли наших предков.

Такое смещение акцентов вполне понятно, если учесть, что Томас Фрай говорит о массовом переходе на онлайн-обучение. Футуролог уверен в том, что классические университеты вряд ли смогут конкурировать с открытыми курсами, находящимися в сети в свободном доступе.


Примерно так может выглядеть виртуальное путешествие в далёкую страну (кадры из демоверсии проекта «Сирия»).

Нельзя игнорировать факт, утверждает Фрей, что обучение становится неотъемлемой частью нашей повседневности. Потоки информации давно превысили количество экспертов, способных её систематизировать. Человек просыпается, работает, занимается решением бытовых вопросов, отдыхает, находясь в глобальном информационном поле. Наш мозг настроен на новую информацию, как приёмник — на радиосигнал.

Мы можем сказать, что это не имеет отношения к образованию как строго структурированному процессу получения новых знаний и навыков. Но что есть структура, если мы всё время проверяем жизнеспособность знания практикой?


NEW ERA OF EDUCATION

Ещё в 2007 году Томас Фрай написал статью, в которой подробно проанализировал основные тенденции, характерные для образования будущего.

В числе основных трендов «new era of education»:

  • Переориентация образовательного процесса: смещение акцентов от преподавания (teacher-centric) к обучению (learning-centric).

Роль учителя изменяется: в динамичном мире, где информационные потоки практически не поддаются контролю, один человек не может претендовать на роль безусловного авторитета и не может удовлетворить потребность другого человека в актуальном исчерпывающем знании о предмете. Чтобы чему-то научиться, приходится взаимодействовать с большим количеством экспертов, каждый из которых вносит свою лепту, но не исчерпывает своей индивидуальностью проблемное поле изучаемого вопроса.

  • Обучение в любое время и любом месте без учёта территориального или временного фактора.

Отказ от классно-урочной и лекционно-аудиторной работы в пользу дистанционного обучения, онлайн-курсов, высокотехнологичных инструментов.

  • Гипериндивидуализм.

Современный человек всё меньше озабочен удовлетворением базовых потребностей, всё реже стремится равняться на соседа или движим стремлением «быть таким, как все». Современный человек стремится найти индивидуальное решение, которое позволило бы ему выделиться, манифестировать свое «Я», удовлетворить Эго и при этом остаться непротиворечивым элементом социума. Виртуальная реальность позволяет человеку находить индивидуальные решения для саморепрезентации. Образовательный процесс не станет исключением: каждый захочет выбрать для себя наиболее удобный и привлекательный формат обучения.

  • Переход от психологии потребителя к психологии творца.

То, с какой скоростью развиваются Интернет-ресурсы, позволяющие человеку, не обладающему экстраординарными талантами и умениями, генерировать контент, создавать нечто новое, делиться продуктами своего творчества с миллионами других пользователей, свидетельствует лишь об одном — каждый, у кого есть доступ к паутине, является потенциальным творцом медиареальности.

В современных информационных потоках нельзя ограничиться авторитетом одного учителя. Но даже для Александра Македонского Аристотель не был одним-единственным источником знания, вопреки расхожему мнению.

Сегодня мы учимся не ради процесса или теоретического знания. Мы стремимся освоить конкретные навыки, при этом набор необходимых навыков всё время увеличивается. Остановиться в развитии нельзя. Каждый день требует совершенствования своих компетенций. Мы учимся постоянно, мы встроены в систему интеракций и не мыслим себя вне коммуникации.


ЧТО МЕШАЕТ БУДУЩЕМУ ВОПЛОТИТЬСЯ В НАСТОЯЩЕМ?

Основная проблема сосуществования традиционных и инновационных форм обучения — отсутствие чётких алгоритмов, которые позволили бы авторам создавать качественные онлайн-курсы, ничем не уступающие классическим школьным и академическим программам.

Отсутствие критериев качества и контролирующего органа, способного определять, может ли тот или иной контент или услуга считаться образовательными — также важная проблема, которую предстоит решить человечеству, стоящему на пороге глобальных трансформаций в сфере образования.

Сам собой напрашивается вопрос о том, кто же и каким образом будет готовить специалистов, способных удовлетворять высокотехнологичные запросы новой цивилизации.

Вполне вероятно, классические учебные заведения придётся не закрывать, а перепрофилировать, изменять методики преподавания, совершенствовать техническую базу, ломать привычную идеологию наставничества, оставить учителям роль посредников и проводников, но никак не безусловных авторитетов.
ABOUT THE SPEAKER

Томас Фрай

Главный футуролог Института ДаВинчи и лучший лектор о будущем по версии Google

Другие статьи автора

Смотрите так же

28 января

Дженн Лим: 87% сотрудников всех компаний мира несчастны

Корпоративный советник Дженн Лим из Delivering Happiness рассказала о системе мотивации, основанной на ощущении счастья от работы и о принципах построения холакратической системы управления в компании.
Дженн Лим
28 января

Брайан Робертсон: Осмысленность работы люди ценят выше денег

Брайан Робертсон, автор модной управленческой методики «холакратия» рассказал, почему решил избавиться от мелких менеджеров в своей компании, что делать с авторитарными лидерами и почему бороться за вовлеченность сотрудников бесполезно
Брайан Робертсон
6 февраля

Джерри Тонер: Менеджерам есть чему поучиться у рабовладельцев

Кембриджский историк объяснил, почему современные сотрудники так и остались рабами, отчего римлян можно считать авторами первых учебников по бизнесу и чем опасны слишком мягкие управленцы
Джерри Тонер

Наверх