Многие, кто работал в Студии Лебедева, создали собственную компанию. Я смотрел на тех, у кого получается, и ощущал большие возможности. Боязни в том, что что-то не получится, не было: у меня был опыт управления в других компаниях.
Я программировал с восьмого класса — участвовал в различных конкурсах, занимал места на олимпиадах. В школе мы соревновались, чтобы по максимуму использовать возможности компьютера, создавая что-то новое. Мы делали компьютерные игры на примитивном уровне. Представьте себе: графический редактор на чёрно-белом дисплее, тогда я всех потряс рожей Шварценеггера: как можно пикселем такое нарисовать?
Первые $50 я заработал ещё на втором курсе университета в Молдавии, когда написал программу для преподавателей. Стипендия тогда была $5 или $7. На эти деньги я поехал к друзьям праздновать продажу первого софта, но в обменном пункте меня надурили, и на руках оказался один доллар.
Не стоит переоценивать собственные возможности. Бывает, думаешь, что задача простая, уделяешь её решению всего 10% времени, но вскоре становится понятно, что потребуется больше. C другой стороны, излишне широкая постановка задачи может выставить шаблоны для реализации и ограничить креатив.
Если бы в Anywayanyday (бывший проект Кутиса) не пришёл фонд Tiger Global Management, всё было бы нормально. Но когда речь касается денег, история всегда обостряется.
Я думал над тем, как создавать OneTwoTrip, несколько месяцев. Не так просто уйти и сделать проект, похожий на то, что ты делал, только лучше. Ведь когда я занимался Anywayanyday, то создавал идеальную компанию, работал до отказа.
Мы хотим иметь специалистов на разных рынках, которые знают именно его. Потому что нельзя из Москвы рулить контекстной рекламой в Германии. Можно управлять ставками, но нельзя понять, чем там народ дышит, какой у него менталитет.
Международные игроки достаточно серьёзные, с большими оборотами и инвестициями, но они менее подвижны, и мы можем предложить услуги, которых у них нет.
Огромная проблема трэвел-проектов — мошенничество. Рынок авиабилетов низкомаржинальный, так что это ощутимо. Поэтому мы придумали платёжный шлюз Payture.com, клиентами которого являются многие крупные компании (например, Mail.ru). Они с OneTwoTrip работают автономно.
Как мы смогли обойти Anywayanyday так быстро? Наверное, мы менее жадные. Есть три составляющие успеха: лучшие условия для клиентов, лучшая бонусная система и лучший интерфейс.
AWAD сейчас в хвосте, они уже мне не конкуренты. Знаю, что существует такая компания, есть лояльные клиенты, будем думать, как забирать их в рамках закона.
Важно всё время идти впереди рынка. В течение трёх месяцев запустим механизм, который поможет людям зарабатывать вместе с нами. Это новая партнёрская сеть, к которой сможет подключиться каждый. Параллельно разрабатываем систему, где можно будет возместить стоимость билета, если вы приобрели его по одной цене, а потом авиакомпания предложила дешевле.
Мы хотим использовать нестандартный подход к маркетингу в офлайне. Правильное направление выбрали British Airways. Я имею в виду сюжет, где ребёнок встаёт, тыкает пальцем в самолёт и говорит: «Смотри, это рейс из Барселоны летит, стоимость билета такая-то».
Наша задача — расти и зарабатывать. Мы с самого начала это делали, в отличие от других игроков, которые тратят. После запуска уже через месяц отбивали косты.