Из юриста — в предприниматели
Максим Котляренко родился и вырос в обычной семье, посещал рядовую школу, после окончания которой решил поступить в вуз на юридический факультет. Несколько лет он проработал по специальности, но решил изменить свою жизнь — уволился и начал заниматься бизнесом. Для себя решил: в процессе обязательно разберется, что бы ни говорили люди.
Сначала было много ошибок, и многое не получалось, но со временем результаты стали лучше. Вместе с партнером запустил управляющую компанию, которая помогала заниматься бизнесом другим людям. Когда ему было 28 лет, компания вышла на хороший уровень, многие процессы удалось автоматизировать, и так появилось свободное время, которое он решил посвятить учебе.
Сегодня в арсенале Максима Котляренко учеба в Останкине по специальности телерадиоведущего, а также психологический факультет и два бизнес-образования, включая МВА. Он рассказал о трех распространенных мифах сферы обучения предпринимателей. Они мешают увидеть картину в целом и не дают получить все доступные возможности. Рассмотрим их подробнее.
Миф №1: диплом — гарантия успеха, потому что есть возможность учиться у лучших
Как отмечает Максим Котляренко, он много лет пытался найти корреляцию между наличием диплома и успешным ведением бизнеса, но пришел к выводу: нет универсального ответа на вопрос, нужно ли образование предпринимателю, потому что на любой проект влияют десятки разных факторов. Деятельность в бизнесе должна включать ряд компонентов, среди которых:
-
Реальные компетенции.
-
Готовность рисковать.
-
Скорость принятия решений.
-
Умение выходить за пределы зоны комфорта.
-
Предпринимательская интуиция.
Когда на эту систему накладывается образование как знание основ, технологий деятельности и возможность получить обратную связь от наставников, вероятность успеха возрастает.
Максим Котляренко честно делится своим опытом: в его истории есть проекты, которые он создал только с образованием юриста, и есть стартапы, запущенные после обучения в бизнес-школе. На обеих половинах жизненного поля были успешные и провальные проекты. В его окружении появлялись разные люди, включая предпринимательницу — мультимиллионера, построившую мощную федеральную сеть. При этом соответствующего образования у нее нет, секрет ее успеха — вера в себя, помогающая идти напролом. Она допустила много ошибок, которые можно было избежать или намного быстрее нивелировать, в том числе с помощью полученных знаний и комментариев профессора из бизнес-школы. Тогда результаты пришли бы быстрее и оказались бы более значимыми.
При этом наш эксперт отмечает: важно учиться разному, получать как классическое, так и узкопрофильное образование. Эффект накопления в итоге приводит к разным результатам, а количество все равно переходит в качество.
Развенчание мифа: диплом не гарантия успеха, но полученные знания помогут избежать ошибок и быстрее достичь результата при соблюдении других условий.
Миф №2: обучение — только для молодых и начинающих
Максим Котляренко начинал заниматься бизнесом через 2—3 года после работы по образованию. На том этапе у него было мало предпринимательских знаний, он набрался опыта, прошел определенные сложности и стал «добирать» теорию, когда возник разрыв между «я делаю так» и «как это сделать правильно». Таким образом теория наложилась на практику.
Эксперт отмечает интересную закономерность: те, кто уже начали бизнес, тоже могут учиться. Они сделали некоторые выводы, что-то попробовали, получили определенную практику и теперь могут пойти учиться, чтобы понять, как в будущем минимизировать ошибки и еще лучше разобраться в своем деле. Возникают конкретные вопросы, которые можно решить с помощью знаний и помощи преподавателей.
Когда получаешь образование молодым, приходится брать все и сразу, а потом пытаться самостоятельно применить множество полезных знаний и разбираться, как их «заземлить» в проекте. К тому же, например, преподаватели Русской Школы Управления адаптируют теорию под реальность российского предпринимателя, поэтому использовать полученные знания можно уже в ходе учебы.
Развенчание мифа: учиться можно и нужно в любом возрасте. Когда уже есть запущенный проект, проще понять, о чем говорит преподаватель, и выстроить собственную структуру. При этом учиться до запуска проекта также полезно — это поможет избежать ряда популярных ошибок.
Миф №3 настоящее бизнес-образование можно получить только за границей
Максим Котляренко отмечает: важна текущая цель и желание получить пользу от преподавателя. Сейчас в сфере российского бизнес-образования есть ряд актуальных и эффективных форматов:
-
MBA — комплексная и поэтому продолжительная программа, которая дает фундаментальные знания. Ее неоспоримая польза не только в получении знаний, но и в общении с квалифицированными и компетентными людьми, что помогает значительно расширить кругозор.
-
Узкоспециализированные курсы для закрытия точечных вопросов. Например, в интервью РБК директор РШУ Анастасия Боровская отмечает: программы МВА с узкими отраслевыми специализациями направлены на конкретные сферы, поэтому учащиеся смогут получить практические навыки и обсудить кейсы и проблемы друг с другом. Таким образом появляется возможность найти интересные нестандартные решения.
-
Наставничество для движения по выбранной бизнес-траектории к конкретной цели.
Максим Котляренко считает: обучение — это всегда развитие, а стояние на месте — деградация. В короткой или более далекой перспективе все обязательно вернется.
Развенчание мифа: в России можно найти подходящие обучающие программы и получить нужные знания. Даже если в учебе что-то не нравится, всегда можно получить пользу от процесса.
Важно брать от преподавателей и наставников максимум: то, что полезно и действительно пригодится. Тогда ответ на вопрос, нужно ли образование предпринимателю, будет звучать так: «Нужно, чтобы развить кругозор, получить инструменты для работы и полезные связи».