Настя Колчина: "Быть" - важнее, чем "казаться"!

Настя Колчина: "Быть" - важнее, чем "казаться"!
Архитектор и дизайнер Настя Колчина много всего попробовала за первые 10 лет профессиональной жизни: жила в Европе, училась и преподавала на Стрелке, дважды создавала бюро, делала большие проекты, работая у Скуратова и Асса, потом маленькие, работая на себя. Это дало понимание, что лучше получается. 
Сделала самый высокий в мире каток на высоте 354 метра в башне "Око".

  • Топ-15 молодых российских архитекторов;

  • 100 лучших дизайнеров России;

  • Спроектировала самый высокий каток в мире;

  • Преподавала в Институте Медиа, архитектуры и дизайна Стрелка и Британской школе дизайна;

  • Жила и работала в Европе (BENG, Luxembourg).


Анастасия Колчина архитектор, дизайнер, общественные пространства

- Настя, в чем, возможно, заключается твоя миссия как профессионала?

- Пространство - это очень мощная сила, которая постоянно и незаметно влияет на людей: оно может лечить, вдохновлять, передавать смыслы, заботиться. И наоборот. Мне интересно с ним работать, смотреть как небольшие и точные действия сильно и быстро способны многое изменить.

И я минималист в том смысле, что мне интересно находить минимальные и достаточные средства для изменений. Композиторы вроде Майкла Наймана, Филиппа Гласса и Владимира Мартынова могут с помощью двух-трех нот унести тебя на небеса, мне интересно находить такие же "ноты" в пространстве.

Мы на Стрелке однажды проводили исследование: нужно было проехать от центра до окраины по прямой и зафиксировать что происходит. Обнаружилось, что места супер-плотности всегда соседствуют с заброшенными участками, как бы отбрасывают тень. И недавно ко мне обратились с таким вот "теневым местом" - парковка в Сити между зданиями, недалеко от Афимолла. Мы сделали скамейки в форме букв Obed Bufet и обшили лестницы таким образом, чтобы на них можно было сидеть. Каково же было мое удивление - моментально после того, как появились скамейки, на них уже сидели люди, до этой минуты обходившие этот заброшенный участок стороной. И их было не согнать в этом безлюдном обычно месте, фактически на парковке! Получается, за счет небольших изменений мы полностью поменяли восприятие места.

Архитектура и дизайн создают контекст. В некоторых местах хочется думать, в других - общаться и быть открытым, в третьих хочется стать лучше. В честном пространстве невозможны фальшь и лицемерие. Это фон для жизни многих людей, и этот фон придает характер жизни, ее настроение и темп. Важно, чтобы они делали ее лучше. Пространства - это мета-сообщения, тут важно не промахнуться с тем, что и кому ты сообщаешь. 

Анастасия Колчина архитектор, дизайнер, общественные пространства

- В своем фб ты пишиешь:

«Непритязательность современных общественных пространств это не "тренд" и не "тенденция" - это и есть главное качество современности, комфорт которого не снился и королям». Как создается подобная непритязательность, есть ли простой рецепт помимо мануалов Стрелки для Минстроя?

- Самое впечатляющее пространство в жизни я увидела этой зимой. Музей Neue в Берлине построил Чипперфильд, и там получилось невероятное пространство. Во-первых, оно про вечность: здесь египетские древности, 18 век и современность сплавлены воедино. Во-вторых, это очень прочувствованное пространство - пропорции настолько выверенные и точные, что ты чувствуешь заботу о себе телом, кинестетически. Там нет эго архитектора или заказчика, нет желания создать памятник себе или эпохе, а есть неторопливый разговор о важном. Такие пространства хочется создавать - честность и искренность для меня критерии красоты.

- Настя, я верю в то, что в «человеке должно быть все прекрасно». И особенно в человеке-дизайнере. Возвращаясь к теме, которая когда-то эмоционально обсуждалась твоими подписчиками хочу уточнть: совсем ли тебе не важно, что надето на тебе или на собеседнике #крутомдизайнере?

- Мы живем в мире, в котором маркетинг скоро станет базовым образованием для любого руководителя. И это ужасно, потому что, как продать становится важнее того, что и на каком уровне сделать. Умение отличать правду от лжи и тем более от полуправды уже стало важно для выживания. Хороший дом не равно красивый фасад, вкусный шоколад не равно яркая обертка, а дизайнер не равно модно одетый хипстер. Дизайнер должен делать хороший дизайн, и этого достаточно. Он может при этом хорошо одеваться, быть классным парнем, стать другом на всю жизнь и разделять взгляды заказчика - и это все тоже здорово, но к качеству работы и конечному результату не имеет никакого отношения. Я сама люблю одеваться - мое детство пришлось на 90-е, когда ни денег, ни одежды не было почти ни у кого. Но я знаю, сколько времени уходит на то, чтобы всерьез заниматься гардеробом, и понимаю людей, которые это время берегут для другого. А с точки зрения маркетинга, конечно, контракт гораздо легче заключить человеку хорошо одетому - и это касается не только дизайнеров, а людей почти всех остальных профессий. Короче, пользуйтесь бритвой Оккама и не множьте сущности сверх необходимости - иначе можно задохнуться в этом мире рекламы и неоправданных ожиданий. Наши достоинства часто бывают оборотной стороной недостатков, а "быть" - важнее, чем "казаться". 

Анастасия Колчина архитектор, дизайнер, общественные пространства

- Женщина-архитектор. В чем ее особенность и особенность творений, которые она создает? Если эта тема тебе вообще когда-то была интересна...

- В нашей стране в этой профессии совершенно не важно какого ты пола. Как показало одно исследование, в России большинство руководителей думает: "будь хоть оно с рогами и копытами, лишь бы работало". И я ни разу не столкивалась с какой либо дискриминацией, с тем, что меня не выбрали потому, что я женщина. Другое исследование показало, что у нас очень высокий процент женщин-руководителей, особенно в бизнесе. Так что, все зависит от человека, а не от пола. Хотя, тот факт, что существует неизбежный перерыв на все, что связано с рождением детей, требует и подготовки к нему и некоторых усилий, чтобы «вернуться». И постоянного баланса между материнством и творчеством – это, по моим данным, никому не дается легко.

- Про реновацию. Как ты относишься к тому, что сейчас происходит?

- Архитектура - это такая сложная игра типа многоуровневых шахмат, только там нет белых и черных: все должны выиграть. От реновации не выиграет никто, кроме нескольких близких к власти лиц, но, на самом деле, и они тоже не выиграют. Мы купили квартиру в кирпичной "хрущевке" 64-года - пешком от метро, из окна зеленый двор, много детских площадок. Дом в отличном состоянии, несмотря на то что ни разу (!) не было ремонта, единственное - течет крыша. Разговоры о том, что они "не ремонтируются" - это просто ложь. Наш вот никто не ремонтирует, вот он сам по себе и не ремонтируется. Для меня вся эта затея - это отьем моей квартиры в привлекательном месте, прикрытый благими намерениями. В ситуации рынка дешевое жилье девелопер старается сделать привлекательным и удобным - есть конкуренция. В стиле "назад в ссср" я не вижу причин, по которым застройщик будет делать хорошо - у переселенцев не будет выбора, а в перспективе и у остальных. Никто почти не говорит и не пишет о том, что следствием программы реновации станет еще большая люмпенизация бедных слоев. Вместо того, чтобы брать жизнь в свои руки, они и дальше будут ждать подарков от власти. Надо давать удочки, а не рыбу. Многие участники инициативной группы, которая в нашем районе занималась листовками и ходила на митинги, не получив результата, решили эмигрировать (в ужасе от происходящего). Те, кто сами зарабатывает, и готовы действовать, последовательно вымываются из страны - они получили сообшение: ваше право собственности здесь ничего не значит, и ваше мнение - тем более. 

В Головинском районе больше половины земли - это пустующие промзоны, какие-то гаражи - почему там нельзя построить жилье, если у города есть финансовый избыток и все равно собрались переписывать нормы? Сносить обжитые куски города, вместо того, чтобы разбираться с запущенными территориями - это какое-то варварство, зачарованность масштабом ради масштаба. Так что реновация - это не про людей и среду их обитания, а про что-то совсем другое.  

Анастасия Колчина архитектор, дизайнер, общественные пространства

- Про стремительность.

Высокий рабочий темп, как он влияет вообще на все - на качество жизни, на качество проектов, на стиль и образ жизни? Хотелось бы тебе существовать во времени, когда, скажем, дом, картину или музыку или книгу можно писать 20 лет?

- Мне нравится наше время, и что я живу именно в нем. Все так быстро меняется, и все становится еще быстрее - мне это в кайф. Думаю, не смогла бы делать один проект 10 лет, мне нравится видеть результат, нравится конечность работы, ходить в новые построенные и созданные места и видеть как они живут и развиваются.

ABOUT THE SPEAKER

Анастасия Колчина

Архитектор, архитектор интерьеров, преподаватель Британской Школы Дизайна

Другие статьи автора

Смотрите так же

6 февраля

Слава Полунин: Хохот – теперь мое состояние на годы!

Знаменитый клоун Вячеслав Полунин рассказывает о но­вых и старых проек­тах и объясняет, как перестроил свой внутренний механизм на радость
Слава Полунин
6 февраля

Николай Цискаридзе: Как понять балет?

Этот текст прочитают люди, в том числе не очень хорошо понимающие тонкости балетного языка. Мы им посоветуем посмотреть то, что на взгляд Николая, позволит незнающему человеку понять, полюбить, почувствовать балет.
Николай Цискаридзе
13 февраля

Валдис Пельш: Антарктида. 200 лет открытий.

Попасть на белый континент - это все равно, что слетать в космос, только это мероприятие чуть более реально. 3 года подготовки и команда РД Студия во главе с Валдисом Пельшем прошли по Антарктиде 5519 км за 38 дней от станции «Новолазаревская» до станции «Прогресс».
Валдис Пельш

Наверх

Cтать спикером