Вадим Дымов: О лидерстве

Вадим Дымов
Вадим Дымов: О лидерстве
По теме лидерства пишутся книги, проводятся тренинги, снимаются видеоролики. А кто на самом деле является лидером? Вадим Дымов, владелец сети магазинов «Республика» и основатель группы компаний «Дымов» рассуждает о теме лидерства, делает выводы и делится личным опытом.

О смысле лидерства

Я думаю, что лидерство — это способность отдельно взятого человека или группы людей вести к определенной цели других. Если мы выработали саму цель, то там есть и кто, и зачем, и как, и ресурсы тоже обозначены, и тогда эта группа ведет.
Вопрос в том, по согласию или без согласия — это уже к обсуждению.

О небессмысленности призывов к лидерству

Я думаю, что призывы не бессмысленны. Призывать надо всегда. А выбирать этот вызов будут немногие, а уж соответствовать — еще более немногие.

дымов21.jpg
По мне, так это все-таки Божий дар, и его, безусловно, можно развить до определенного уровня. Но в целом я думаю, что это талант, который человек получает непонятным образом.

Вместе с тем я уверен, что многие качества можно в себе развить.

О том, какое качество нельзя развить

Смелость, например. Решительность очень сложно в себе развить, потому что способность отвечать на вызовы, идти на страх с открытым лицом — это то, что в тебе либо есть, либо нет.

И оно проявляется только, к сожалению, при возникновении какого-то события. Тогда мы понимаем: оказывается, человек был лидером.

Я придерживаюсь мнения, что некоторые лидеры могут и не проявиться как таковые.

О первом опыте лидерства

Я думаю, [что первый раз почувствовал себя лидером] во дворе, пацаном, когда у меня был конфликт с моим будущим другом и он приволок какого-то товарища с «харизмой», года на три старше меня.

Он предложил мне разобраться. А приятель, который был моим союзником, предложил подержать мой портфель вместо того, чтобы свою «харизму» проявить. И мне пришлось проявлять свою — за двоих.

Я выстоял. Я думаю, что тогда я понял, что, оказывается, можно противостоять чему-то большему, чем ты.

О мирном лидерстве

Это [знакомство с мирным лидерством] случилось, когда я учился в университете и стал работать в компании.

Я, конечно, видел тип молчаливого скромного человека, который своим поведением являлся для людей непризнанным авторитетом.

дымов22.jpg

Это человек, который в принципе всегда все поддерживал, но никогда особо не декларировал, не заявлял, но в случае, когда требовалась его помощь, он выступал первым.

Когда надо было проявить инициативу, он ее спокойно, тихо проявлял, никогда себя не бил в грудь. [...] Это пример тихого лидерства.

О симпатичных типах лидерства и доминировании

Мне симпатичны разные типы лидерства. В том числе и те, которые не подразумевают диктаторства.

Но в ситуациях, требующих быстрого, немедленного действия, я бы все-таки выступал за проявление лидерства, основанного на личном примере, на громогласии, потому что есть моменты, когда ты должен выводить людей из паралича.

Тут вступает в силу символизм, где лидер проявляет себя и внешним видом, и голосом, и манерами, и повадками, и осанкой. Там много критериев, которые свойственны этой крайности лидерства.

О лидерах и начальниках

У меня в жизни бывало такое, что когда я видел человека, то думал: «Господи, хоть я и его подчиненный, но это тот человек, на которого я не хочу быть похожим. И меня с ним ничего не связывает». [...] Это пример того, что не всегда начальники являются теми людьми, за кем хочется следовать. Иногда бывает и наоборот.


дымов23.jpg

С лидерством связано очень много глупости, мне кажется.

Очень часто бывает на правительственных или околоправительственных встречах, где они здороваются с тобой так, великодушно, чуть не руку протягивая на поцелуй: «Здравствуй. А, ты — Дымов, ну слышал, слышал, прекрасно, ну, сядь там».

Что человек хотел показать этим? Что он доминанта? Конечно, мне понятно, что это за тип лидерства. Это абсолютно фейковое лидерство. Но, к сожалению, современный российский контекст подразумевает обилие фейковых лидеров.

О «белом коне» и адекватности моменту

Бывало такое, что мне хотелось быть на белом коне. Это свойственно молодости — молодой командир должен быть на белом коне. Со взрослением, с получением все больших полномочий и ресурсов «штаб» отодвигается назад, а вперед выходят молодые лидеры, люди, принимающие решения.

А мудрость позволяет тебе уже больше управлять, заниматься режиссурой, а не непосредственно действием.

В этом, наверное, и есть весь секрет лидерства — быть адекватным каждому моменту. Быть адекватным ситуации.

Лидер — это тот, который каждый раз взвешивает себя и свои поступки, и чаще все-таки не ошибается и получает положительную оценку. Хотя способов и возможностей ошибиться — миллион.

О мотивации и общей идее

В пограничной ситуации, где роль лидера очень важно проявить «до кости», там, конечно, вот этот вот «кнут и пряник» срабатывал всегда. А там, где ситуация более спокойная…

Вот, например, компания «Республика». Там я старался, чтобы ребята были пропитаны общей идеей. Чтобы их она вдохновляла. Чтобы то, что они делали, приносило пользу городу, людям…

Общая идея — это воодушевлять людей, создавать место, где к людям приходят идеи, где поднимается настроение, где приятно находиться. Это то, что улучшает человека.

дымов24.jpg

Я считаю, что разум, цивилизация, люди, наука, искусство, культура — то, что отличает людей от примитивных существ. Это позволяет строить общество, организации, которые основаны на гуманистических убеждениях, которые создают счастье.

А счастье — это то, что позволяет раскрываться другим людям и проживать жизнь комфортно. И мне это очень импонирует, я бы хотел, чтобы как можно больше людей реализовывало себя. И чтобы Россия и люди в России чувствовали счастье, [...] чувствовали единение, общность целей.

Но, к сожалению, это требует терпения.

О ценностях

Безусловно, мы [с сотрудниками компании] говорим на эти темы, но я иногда допускаю ошибку. Я часто забываю, что природа, в которой они существуют, как раз не ценностная. Бизнес в России не основан, на мой взгляд, на каких-то ценностях.

Сегодня я с Ильей (Илья Криворот, генеральный директор «Республики» — прим. ред.) в «Республике» говорил как раз. Ему казалось, что деньги — это самое большое мерило успеха и лидерства и что лидер — это такой Рэмбо, который бежит, и все остальные догонять должны.

Он честный человек, и он мне открыто сказал: «Знаешь, Вадим, я тебе честно сознаюсь, деньги для меня очень важны». Я говорю: «Хорошо, давай так. Деньги против идей «Республики». Он ответил: «Ты знаешь, я поставлю знак равенства».

Я говорю: «Понимаешь, ребята, которые с тобой работают, не могут побежать за твоими деньгами. Как ты будешь людей вдохновлять на это?».

Моя задача как его ментора-наставника — объяснить ему, что именно так можно заработать деньги. Что, если у нас с тобой есть интересная, большая идея, в которую верят другие люди, возможно, за то, что мы будем им эту идею простраивать, нам будут платить какие-то дивиденды.

Но только для людей там должно быть и рациональное, и иррациональное-эмоциональное, за которое они платят. [...] Чем больше ценность, тем больше они готовы платить.

Об успехе

Успешен ли я? Думаю, что мне грех жаловаться на жизнь, но я свою жизнь переосмысливаю каждый день. К 50 годам — мне 47 лет — я могу сказать, что у меня не будет твердых убеждений. Ценностные убеждения — будут, но я могу сказать, что буду способен изменяться постоянно.

дымов25.jpg

И если раньше, в 30 лет, я говорил одно, то сегодня могу сказать, что внутри я стал очень пластичный.

Мы в компании как раз недавно [...] говорили о том, что бывают проекты понятные, а бывают проекты длиною в жизнь.

В принципе, вся жизнь — тоже такая цель, которую еще надо прожить.

Осознание своего предназначения для меня является критерием того, что я на планете существую и я нужен людям.

О лжи

Нет, ложь для меня неприемлема. И как практический инструмент, и как само понятие.

Лидер лидеру — рознь. Одни злоупотребляют [ложью]. Могут ли они в итоге претендовать на лидерство? Это опять-таки зависит от контекста. [...] Нам многие вопросы еще надо пережить и понять, чтобы отделять псевдолидерство от лидерства.

Нам кажется, что демонстрация чего-нибудь по телевизору — это и есть лидерство. А я считаю, что лидерство или смелость — это есть способность признаваться в чем-то, способность быть тем, какой ты есть, способность показывать свои переживания, слезы, говорить правду людям.

Это сложно, но я тоже работаю над собой, иду к этому.

О балансе между личностным и коллективным

Как я говорил, все меняется. Я считаю, что лидер должен уметь меняться. Каждый раз он должен отбрасывать все свои установки и заново складывать свою жизненную парадигму.

Если говорить о приоритетах внутри, то, конечно, есть моя личная жизнь, где у меня семья, дети, друзья, увлечения, хобби — там свои наборы целей, и я им следую.

Но есть компания [...], которая состоит из большого количества людей, и у этих людей есть ожидания, потребности, желания, амбиции. [...] Есть другая компания, третья, четвертая. И это уже зависит от тебя, сколько таких задач ты можешь одновременно решать: одну или несколько.

дымов26.jpg

У меня их порядка семи-восьми, и я вынужден изменять свой подход сразу, радикально. У меня в какой-то степени это получается, хотя я не считаю, что это правило. Я считаю, что каждый для себя свое правило сам определяет.
ABOUT THE SPEAKER

Вадим Дымов

Российский предприниматель, основатель компании «Дымов», сети книжных магазинов «Республика», фабрики по производству керамики.

Другие статьи автора

14 февраля

Вадим Дымов: Бизнес-кодекс

Вадим Дымов — настоящий человек-бренд — рассказал, как он (военный по образованию) дошел до производства колбасы, почему предпочитает жить в провинции и о чем разговаривает со своими грузчиками.
Вадим Дымов

Смотрите так же

31 января

Дмитрий Багинский: Как пресечь злые шутки в коллективе

В Германии за злые шутки в отношении коллег можно попасть под суд. В России корпоративный троллинг пока не регулируется. Как работать с этой проблемой?
Дмитрий Багинский
28 января

Рубен Арутюнян: Особенности модного бизнеса в России

Создатель российского бренда мужской одежды Henderson Рубен Арутюнян рассказал о том, с чего начиналась и как изменилась модная индустрия в России за 25 лет, могут ли российские производители составить конкуренцию зарубежным и как бренд планирует развиваться в будущем.
Рубен Арутюнян
31 января

Ричард Флорида: Главное – не технологии, а креативность

Американский экономист Ричард Флорида разработал теорию (на самом деле, многие её считают уже аксиомой), согласно которой для роста экономики и развития бизнеса первостепенно наличие креативных людей.
Ричард Флорида

Наверх

Cтать спикером